Несмотря на парадоксальную любовь людей к проводным наушникам в мобильном применении, производители аудиокомпонентов постоянно предлагают новые модели беспроводных наушников. И поскольку "прогресс не стоит на месте", качество работы (и, конечно же, воспроизведения аудио) у Bluetooth-наушников постоянно улучшается. Я для себя уж лет семь как решил, что мучения с вечно путающимися проводами пора послать в топку, и перешёл на Bluetooth. За это время в моём личном пользовании побывало уже семь разных моделей, и я хочу поделиться с вами опытом выбора.
Практикум по выбору
Выбрать себе смартфон из всего обилия предложений - детская задача по сравнению с выбором наушников. Со смартфонами всё просто и открыто: производители и продавцы сообщают подробнейшие характеристики, так что всё в итоге сводится к банальному сравнению параметров. С наушниками далеко не всё так однозначно.
Начнём с форм-фактора. Оголовье может быть на голове, на затылке и на шее. Сами наушники - вкладышами, затычками, закрытыми накладными и полностью закрытыми (мониторными). И у всех есть свои плюсы и свои минусы.
Лично я не люблю "вкладыши" и "затычки". С "затычками" - совершенно не слышно ничего вокруг, "вкладыши" постоянно норовят выпасть. Плюс к этому гнетут меня сомненья, что у таких вариантов даже при стоимости 2-3 тысячи рублей будет хороший звук. Сам я пробовал всего 1 вариант из брендовых "затычек" с ещё большей ценой (не фонтан), и эмпирически прихожу к выводу о низком качестве у более дешёвых.
Остаются наушники накладные, закрытые. Но в них при высокой зашумлённости окружающего пространства вы этот шум будете слышать довольно явно. Особенно жалуются на это люди, постоянно ездящие в метро. Тем не менее я считаю окружающие шумы меньшим злом, чем изоляция от внешнего мира: выронили вы, допустим, кошелёк. Вас окликают, а вы чешете себе на всех парах дальше... Приближающийся сзади транспорт услышать тоже не лишним будет. Лично мне два раза доводилось за шкирку оттаскивать с трамвайных путей ребятишек с "затычками" в ушах, которые совершенно не слышали зуммер приближающегося сзади трамвая.
С оголовьем свои нюансы. Нашейное - что-то вообще не радует. Особенно не радует вариант, когда пульт управления на тоненьких проводочках располагается где-то под воротником куртки. Вот как с ним зимой работать? Фиг докопаешься сразу-то (да ещё холодными пальцами). Идущее поверх головы оголовье - как правило не для активной жизни; спадает даже не от резких движений. И вдобавок габариты наушников получаются вообще конскими, что аж капюшон не налазит (а я, знаете ли, люблю капюшоны). Но у компактных оголовий с накладными "ушами" (капюшончик налез) проблема с надёжностью. Не так давно мне пришлось распрощаться с неплохими наушниками, у которых оголовье сломалось в двух местах. И если одну поломку я починить сумел, то вторую чинить - совершенно не захотелось связываться. А ведь они не отработали даже гарантийный срок (а магазин уже не принимает - типа, сам виноват).
Самый приемлемый для себя вариант я выбрал в виде затылочного оголовья: "ушки" сидят хорошо, не слетают при беге. Вот только проблемка: таких моделей крайне мало (по крайней мере, с приемлемыми техническими характеристиками).
А теперь о характеристиках. Выбирая себе очередные наушники, я столкнулся с тем, что все как один производители (и магазины вслед за ними) пишут частотный диапазон от 20 до 20000 герц. И даже если по внешнему виду наушников явно, что не будет там таких частот, - всё равно пишут. Поэтому смело не обращаем на эти цифры внимания. А вот на что стоит обратить - так это на чувствительность и импеданс. Для прослушивания аудио с хорошим качеством чувствительность должна быть не менее 100 дБ (вообще считается, что и 95 дБ - приемлемая величина, но лучше перестраховаться). При более высокой чувствительности лучше передаются оттенки звучания. Но и тут бывают засады. Пишут в характеристиках про высокую чувствительность, но не пишут, на какой частоте и при каком уровне сигнала. В итоге - наушники по совокупности характеристик еле тянут на "тройку", но вот при определённых условиях они вообще ого-го. Так что только правильно проведённый тест покажет, достойны или нет эти "уши" радовать ваш слух.
Импеданс у большинства моделей - 16 или 32 ома. Чем ниже импеданс, тем громче должны звучать наушники. И, например, сочетание сопротивления 16 ом и чувствительности более 100 дБ выдаст более чем приемлемую громкость. А вот импеданс 32 ома и больше для любых мобильных наушников уже потребует хороший внешний цифроаналоговый преобразователь (ЦАП), подключаемый через USB смартфона.
Кстати, насчёт начинки смартфона. Не каждый чипсет позволяет воспроизводить качественный звук (особенно этим грешили младшие модели MTK), поэтому покупать старые дешёвые смартфоны в качестве плеера - не стоит. А уж если хотите получать звук по максимуму, то придётся приобретать смартфон со специально выделенным аудиопроцессором.
True wireless - тру разводилово
В последнее время пошла такая фишка, как TWS: True Wireless Sound. И рекламные кампании от разных брендов повсюду, и стартапы кричат о создании топовых TWS-наушников. Нас разводят! Нам впаривают, что это "топовые технологии", "мировые тренды", а по сути - туфта!
Объясняю почему. Самое первое - время автономной работы. 3 часа до подзарядки - это откровенно мало. (Была у меня модель, которую нужно было подзаряжать каждые 3 часа... Дня три была. Отнёс обратно в магазин.) Производители как всегда не сообщают, при каких условиях получается у наушников проработать 3 часа, и при практическом использовании аккумуляторов хватит на пару часов, а то и меньше. И вот на самом интересном месте придётся доставать зарядный кейс и пихать туда наушники на подзарядку. А, да, ещё надо помнить, что кейс нужно тоже заряжать. Короче, много лишних действий.
Далее - форм-фактор "затычек". Вообще, в мире не так много проводных наушников-"затычек", обеспечивающих качественный звук, да и цена там совсем "недемократичная". И всерьёз считать, что TWS за 4-5 тысяч будут "красиво играть", - это наивность. Плюс традиционная проблема "затычек": центрирование относительно ушного канала. Чуть сместились - и звук уже не тот. А смещаться они будут, поскольку вам же нужно будет управлять воспроизведением и ответами на звонки, тыкая в кнопки на "ушах".
Также владельцы "недорогих" (от 3 до 7 тысяч руб.) TWS отмечают проблемы с коннектом между смартфоном и TWS, потерю соединения между наушниками, рассинхронизацию звука в каналах, и плохую работу микрофона.
Я верю, что какие-нибудь Sony тысяч эдак за 20 с лишним, подобных проблем лишены, но испробовать, так ли это, на самом себе не готов, поскольку просто не могу позволить себе (как и 90% других любителей мобильной музыки) такую трату на наушники.
Пара слов про bone conduction
Bone conduction - передача звука через кости черепа. Сейчас уже довольно много разных моделей наушников с такой технологией представлено на рынке, но... эта технология не для любителей музыки.
Самый главный минус - это низкое качество звука (с точки зрения меломанов). Второе - это то, что параллельно с музыкой слышно абсолютно всё, что происходит вокруг. К некоторым моделям в комплекте идут ушные затычки, но это уже перебор, тем более что на качество звука они никак не влияют.
Впрочем, такие наушники пользуются спросом у людей, активно занимающихся спортом. Особенно у велосипедистов. Возможно, со временем разработчики сумеют улучшить качество звука и как-то отрезать внешние шумы, но пока ни о чём подобном речь не идёт.
Кодировать - не перекодировать
Нынче модная тема - наличие в наушниках кодека aptX. Но если почитать спецификацию кодека, то получается, что в большинстве случаев он работать не будет или будет неприменим. Во-первых, aptX должен присутствовать не только в наушниках, но и в смартфоне. Во-вторых, он по сути расширяет канал передачи между наушниками и "базой", позволяя одномоментно отослать на ЦАП наушников больше музыкальной информации. А откуда возьмётся это "больше"? Только из формата flac. Но поскольку подавляющее большинство довольствуется MP3 320 (очень даже хорошо воспроизводящимся и без aptX), то упираться в этот формат не стоит. Тем более что уже предлагаются разными производителями альтернативы этому кодеку, и кто из них будет в итоге стандартом - пока неизвестно.
Поэтому можно совершенно спокойно выбирать наушники со стандартными A2DP, AVRCP, HFP, HSP. И чтобы версия Bluetooth была посвежее или хотя бы не ниже 4.0.
От общего к частностям
Предположим, вы уже определились с необходимыми вам характеристиками наушников, и наступает момент выбора конкретной модели конкретного производителя. Сразу дам совет: не рассматривайте наушники дешевле 3000 рублей, если хотите получить более-менее качественное звучание. Начиная от этой планки есть модели как у известных брендов, так и у новичков, стремящихся отгрызть себе долю рынка в этом сегменте. В более низкой ценовой категории, как показывает личный опыт и отзывы, существуют большие проблемы с прочностью конструкции и с микрофоном. Крайне трудно найти наушники, которые можно без проблем использовать как гарнитуру, потому что огромное количество жалоб на то, что собеседник плохо вас слышит. Мой личный опыт - трое наушников в ценовом диапазоне от 1500 до 3000 рублей, с которыми собеседникам приходилось напрягать слух, чтобы услышать меня (или мне громко говорить).
Но, к счастью, у нас есть интернет, и проблемные модели можно отсеять по отзывам владельцев. Можно зайти на Amazon и посмотреть, какие производители представлены в этом магазине: вряд ли уважающий себя производитель будет представлять там низкокачественный товар. А затем поискать такой же в других местах, почитать отзывы от наших пользователей, если иностранным языком не владеете.
Кот в мешке
Что в интернете, что в розничном магазине - покупая наушники, мы всё равно приобретаем кота в мешке. Потому что до покупки нам никто не даст их опробовать. Мне всего один раз из трёх посчастливилось в крупном сетевом магазине оценить звучание наушников перед покупкой, и то потому, что в магазине страстно желали, чтобы их уже хоть кто-нибудь купил со вскрытой упаковкой. 10 минут погонял тесты - после чего осчастливил продавца кратким "беру". В остальных случаях при просьбе о предварительной прослушке продавцов начинало коробить и они начинали мямлить про товарный вид и возможность возврата, если вдруг чего. Но, простите, как можно будет вернуть наушники, если не понравилось их звучание? Экспертиза покажет, что они соответствуют заявленным характеристикам, и никакие претензии не принимаются. В итоге - что хотите с ними, то и делайте. Хотите - слушайте, хотите - на стенку повесьте.
Но если уж вам удалось уговорить продавца дать послушать приглянувшиеся вам наушники, то к этому моменту надо быть готовым не только морально, но и технически.
Люди совершают большую ошибку, пытаясь слушать в новых наушниках какой-либо их любимый трек, после чего остаются очень разочарованными. Они не понимают одного тонкого нюанса: далеко не все MP3 (и даже flac) идеальны. Композиции 60-80-х годов будут не самыми идеальными по звуку из-за качества звукозаписывающего оборудования того времени. Более поздние могут иметь проблемы, вызванные качеством кодирования в цифровой формат.
Надо пользоваться эталонными записями. Наиболее известный эталон - тестовый диск IASCA, использующийся для настройки автомобильной аудиотехники для участия в соревнованиях по автозвуку. С помощью этого диска ведётся и оценка качества звучания. Есть и другие эталонные диски, записанные с высочайшим качеством, позволяющие при оценке опираться на определённые стандарты.
Вторым главным компонентом является программа воспроизведения. Неслучайно любители качественного звука не пользуются встроенным в систему проигрывателем, а качают альтернативные, со своими декодерами и более широкими возможностями подстройки звука.
Очень хороший звук выдаёт Neutron Music Player, но он требует долгой тонкой подстройки эквалайзера и звуковых эффектов**. Лично я для себя считал до недавнего времени идеалом JetAmp с полным набором подключаемых модулей (а особенно с Bonjovi DPS), но недавно случайно наткнулся на проигрыватель XenoAmp, и теперь моему восторгу нет границ! У него свой декодер MP3 и (внимание!) калибровка наушников. Программа подаёт на динамики в нескольких частотных диапазонах сигнал с понижающимся уровнем, и нужно отвечать с экрана - слышно его или нет. Также у программы пятиполосный параметрический эквалайзер. В итоге, вооружившись правильным проигрывателем и эталонными треками, вы сможете оценить возможности ваших наушников и настроить их на максимально верное воспроизведение звука.
*Программу Spek можно скачать здесь.
**О настройке эквалайзеров и важных частотах можно почитать тут.
Алексей Кропинов