В данном отзыве хочу поведать достопочтенной публике об одном из представителей современных цифровых музыкальных синтезаторов от компании, которая ранее в производстве музыкальных инструментов замечена не была. И потому, с одной стороны, не будем слишком строгими к новичку, дабы не спугнуть благое начинание, а с другой - будем внимательны ко всем возможным подвохам. Итак, поехали!
Упаковка, комплектация, внешний вид
Устройство поставляется в простой, но весьма прочной и удобной для переноски коробке из желтовато-серого картона.
Комплектация - минимально достаточная: сетевой блок питания, пластиковый пюпитр, гарантийный талон и весьма подробное руководство по эксплуатации.
Блок питания - классический трансформаторный с простым и надёжным круглым разъёмом. В случае чего, найти такой же не составит большого труда.
Руководство по эксплуатации вызывает неподдельное уважение. Оно напечатано на приятной глянцевой бумаге и содержит огромное количество реально полезной информации: от технических характеристик, справочных таблиц (аккордов, тембров и стилей аккомпанемента) до перечня компьютерных программ, совместно с которыми можно использовать синтезатор.
Сам синтезатор весьма массивен.
Фотографии этого не передают, но в реальности он кажется большим и тяжёлым. При том, что во время переноски в упаковке он совсем не оттягивает рук.
Дизайн достаточно стандартен для такого класса устройств: в центре - панель управления; по бокам от неё - динамики.
В центре панели управления располагается большой ЖК-дисплей. На нём отображается масса самой актуальной информации, а благодаря яркой и равномерной подсветке синего цвета информация эта считывается практически в любых условиях.
Единственная претензия (помимо субъективного восприятия цвета подсветки) относится скорее не к дисплею, а к оформлению самой лицевой панели. Дело в том, что ЖК-экран имеет ряд расположенных по бокам точек-индикаторов, указывающих на включение некоторых режимов работы синтезатора, подписи к которым должны располагаться именно на поверхности самой лицевой панели. Сами же точки ЖК-дисплея должны лишь указывать на эти подписи. Как видим, никаких подписей на панели нет, и потому нужно либо сделать их самостоятельно, либо запоминать, какая точка какой из режимов индицирует.
За исключением клавиши включения питания все остальные кнопки панели управления резиновые, имеют разную форму, некоторые отличаются и цветом. Решётки динамиков пластиковые, серебристого цвета.
Слева от клавиатуры на стандартном для него месте приютился стандартный pitch-регулятор. Его конструкция выглядит очень надёжной.
Нижняя часть синтезатора выполнена из черного пластика.
На ней два металлических резьбовых соединения, служащих для крепления синтезатора к стойке, и отсек батарейного питания. Для него предполагается использование восьми полуторавольтовых цилиндрических батареек форм-фактора D. Эти элементы питания не назовёшь широко распространёнными, они весьма тяжелы, а кроме того, чаще всего - солевые и потому не очень ёмкие.
Интерфейсы
Задняя панель с интерфейсными разъёмами может раскрыть едва ли не 90% всех главных достоинств Rolsen RKB-6101.
Итак. Разъём питания пропустим ввиду банальности его предназначения.
Следом за ним располагаются два полноразмерных джека. Один для подключения профессиональных наушников, а другой для подключения педали сустейна. Очень жаль, что сама педаль в комплект поставки не входит, но других комплектаций у синтезаторов-одноклассников я тоже не встречал. Впрочем, педаль эта - устройство совсем не хитрое - простой включатель. Стоит она не очень дорого, а в совсем уж крайнем случае её наверняка можно сделать и самому.
Заметьте, места для микрофонного разъёма тут не нашлось, что, как мне кажется, тоже косвенно указывает на серьёзность инструмента.
А дальше - больше. Справа от "джеков" расположены стандартные пятиштырьковые DIN-разъемы MIDI-выхода (что нынче не такая уж и редкость), но что интересней - MIDI-входа! По этим двум критериям Rolsen RKB-6101 можно считать абсолютно самодостаточным синтезатором, которым можно управлять с помощью буквально любого MIDI-устройства и который сам может стать таким управляющим устройством!
И хотя лично я абсолютно уверен в домашнем позиционировании данного агрегата производителем, называть вышеназванные интерфейсы излишними не стал бы, потому как их наличие позволит произвести почти любые эксперименты с музыкальным оборудованием домашней студии и не станет ограничивать пользователя, если тот решит создать полноценную музыкальную группу, в которой одним из ключевых инструментов может выступить Rolsen RKB-6101.
Последний разъём на задней панели рассматриваемого синтезатора совсем не музыкальный. Это самый что ни на есть цифровой USB-разъём. Однако, осмелюсь сделать довольно очевидный прогноз на ближайшее будущее - именно этот интерфейс скорее всего вытеснит традиционные MIDI-соединители (но не сам протокол, конечно же). А коли так, остановимся на нём подробней.
Колоссальным преимуществом USB-интерфейса является его повсеместная распространённость и почти полное отсутствие дополнительных затрат со стороны пользователя на подключение данного музыкального инструмента к компьютеру. Не важно, мобильному или стационарному. Если кто не знает, кабель для такого подключения скорее всего подойдет от принтера или сканера.
Лично у меня само подключение не вызвало никаких сложностей.
И на стареньком ноутбуке Dell Inspiron 1501 под управлением Windows 7 x64, и на телефоне Samsung Galaxy Mega 6.3 под управлением OS Android 4.4 синтезатор определялся как Medeli M800 и в общем-то работал. Совершенно замечательно Rolsen RKB-6101 отрабатывал команды, получаемые от компьютера, бодро воспроизводя своими синтезаторными силами MIDI-файлы, воспроизводимые любым плеером, способным выдавать MIDI-команды вовне. Вот где может пригодиться полифония в 32 голоса!
А вот с основной функциональностью - вводом в компьютер (или телефон) музыки в формате MIDI-команд - было не всегда гладко. Иногда всё работало замечательно, а иногда не очень чётко. Обнаружить какую-либо закономерность мне так и не удалось. Так что, думаю, самым надёжным будет всё же использование традиционного MIDI-интерфейса.
Клавиатура
Я уже так долго говорю о Rolsen RKB-6101, а о самой главной его части не сказал ни слова. Немедленно исправляюсь!
Клавиатура Rolsen RKB-6101 содержит 61 полноразмерную фортепианную клавишу синтезаторного типа. Это 5 полных октав. Клавиши имеют матовую фактуру и (что традиционно для такого рода инструментов) невзвешенного типа. А вот что нетрадиционно для инструментов данного класса, так это то, что они чувствительны к скорости нажатия!
В этом месте самое время пуститься в пляс, но не будем торопиться. Инструмент наш родом из Китая, а я не раз встречал на специализированных форумах нарекания на то, что чувствительность клавиатуры в недорогих китайских инструментах только "для галочки". В случае плохого исполнения, чувствительная к скорости нажатия клавиш клавиатура будет иметь совсем мало градаций. Буквально две-три, и те невнятные.
Отследить, какую скорость нажатия измерила клавиша и, соответственно, передала в виде MIDI-команды, можно с помощью MIDI-монитора. Я решил воспользоваться версией такового для OS Android:
Методика измерений очень проста и не отличается точностью, но позволяет хотя бы приблизительно оценить работу механизма измерения скорости нажатия клавиш.
Итак, я просто нажимал одну и ту же клавишу со случайно разной скоростью (силой) и после каждого нажатия делал скриншот экрана телефона. Потом, просматривая скриншоты, я записывал каждое уникальное значение скорости нажатия клавиши, зафиксированное инструментом. В итоге, выяснил, что измеряемые значения скорости находятся в интервале от 30 до 120. При этом, мною было зафиксировано 39 уникальных значений скорости нажатия клавиши, что, как мне кажется, очень даже неплохо.
Для удобства восприятия, я отобразил все измеренные значения скорости на графике в виде точек.
Сравнивать мне не с чем, но, думаю, полученные результаты свидетельствуют о более чем годной клавиатуре синтезатора Rolsen RKB-6101.
Инструменты, звук
Вот эта часть, пожалуй, самая субъективная в моём обзоре, но что поделать, без внимания её оставить совсем было бы неправильно. Итак, звук мне понравился. Он достаточно обычен для инструментов этого класса, но в свете наличия MIDI-интерфейсов, так ли уж это важно, если любой мало-мальски современный компьютер всё равно способен синтезировать звуки на несколько порядков более реалистичные и бесконечно разнообразные? А для простого музицирования возможностей встроенного синтезатора более чем достаточно. 129 инструментов непросто даже перепробовать за один раз, не говоря уже о том, чтобы все их использовать осмысленно в исполняемых музыкальных произведениях.
Прочие возможности
Вообще, Rolsen RKB-6101 буквально нашпигован всевозможными средствами, помогающими ему исполнять его прямые обязанности. Тут есть автоаккомпанемент, разделение клавиатуры на две зоны с назначением им разных инструментов, запись настроек в память, запись собственных партий ударных инструментов и ещё воз и маленькая тележка. Всё это изобилие описано в руководстве по эксплуатации, которое можно скачать в виде PDF-файла с сайта производителя.
Впечатлило меня другое - возможности по обучению игре на данном инструменте.
Начну издалека. На ЖК-дисплее есть отображение нотного стана, причём с басовым и скрипичным ключом. Каждая нота, нажимаемая на клавиатуре синтезатора, отображается на нотном стане, и это очень здорово для тех, кто и в лучшие-то времена не дружил с нотной грамотой, а с тех пор ещё и забыл всё основательно...
Далее. В память синтезатора записано целых 80 весьма популярных мелодий. Они разбиты по жанрам. Есть классические произведения вроде вездесущих "К Элизе" и "Рондо в турецком стиле", есть современные, есть даже что-то из отечественной попсы или шансона. Правда, мало. Очень приятно, что нашлось место и для исконно русских мотивов, например, "Катюши".
Все эти произведения могут быть воспроизведены в демонстрационном режиме, а могут использоваться и для обучения. Изучение каждой мелодии разбито на 3 этапа, каждый из которых оценивается процессором синтезатора, так что процесс этот совсем не сложный и увлекательный. Затягивает.
Заключение
Rolsen RKB-6101 - большой шаг вперёд на рынке "домашних" музыкальных инструментов. С его появлением каждый, кто хотя бы просто задумывается о том, чтобы приобщиться к музыке, получает эту возможность практически без компромиссов.
Алан Прайс